Материал подготовлен педагогом-психологом Зелениной Кристиной Александровной.
Проблема школьной адаптации в настоящее время очень актуальна. Необходимость ее изучения становиться все более очевидной в связи с нарушением психического здоровья детей, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств у детей.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Значительная часть детей (50-70%) адаптируются в течение первых 2-3 месяцев обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой жизни.
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделили позитивные и негативные факторы приспособления детей к школе. Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в школе, изменение вида деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, отсутствия конфликтных ситуаций в семье, высокий статус в группе сверстников способствует успешному привыканию детей к обучению, в то время как функциональная неготовность к школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, низкий уровень образования родителей, неблагоприятный микроклимат в семье затрудняют процесс адаптации к школе. Эффективность работы учителя в период привыкания первоклассников к школе зависит от учета этих факторов и умелого выстраивания взаимоотношений с детьми.
Опыт психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса первоклассников приводит к выводу о том, что существует несколько факторов, позитивно влияющих на процесс адаптации к школе. Эти факторы можно классифицировать на 3 группы:
1) психофизиологические факторы;
2) стартовая готовность к систематическому школьному обучению;
3) работа образовательного учреждения.
Как видим, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, а у других – одну четверть, а у третьих растягивается на весь учебный год.
Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Причинами школьной дезадаптации являются:
- несформированность «внутренней позиции школьника», когда ученик действительно хочет учиться, а не только ходит в школу.
- слабое развитие произвольности
- недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации
- вынужденность подчиняться новым правилам школьной жизни
- общение с учителем
- недостаточно развитая способность ребенка к взаимодействию с другими
- отношение к себе
- завышенные требования со стороны родителей
- состояние здоровья и физического развития
Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения являются:
1) оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика;
2) приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: начать формирование коллектива, путем создания доброжелательной атмосферы в классе, организуя взаимодействие между детьми.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками; дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться; обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации; использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
В рамках психолого-педагогического сопровождения просветительское направление обязательно включает несколько коротких правил и советов.
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение - есть худший вариант нравственного воспитания.
- Признавайте права ребенка на ошибки.
- И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Учет факторов, влияющих на процесс адаптации первоклассников, делает адаптационный процесс более быстрым и легким.